В торговой сети «Аникс» (ООО "Прайд-А") долгое время использовалась система диспетчеризации транспорта и управления логистикой собственной разработки. В начале 2000-х это было очень продвинутое решение, которое давало существенные конкурентные преимущества и позволяло сокращать издержки и развивать бизнес.
Однако к концу 2010-х годов этот продукт превратился в самобытное и неподдерживаемое решение, а из драйвера роста стал тормозом. В конце 2018 года в компании было принято решение о переходе на новый, современный продукт, который не будет иметь ограничений по производительности, совместимости с современными программными и аппаратными решениями, но при этом будет иметь широкий базовый функционал и неограниченные возможности для развития.
Ключевой особенностью проекта было то, что необходимо было произвести переход без остановки процесса управления транспортом и отправки рейсов, иначе это могло бы привести к существенным потерям в розничной сети.
В результате выполнения проекта предприятие получило инструмент, позволяющий обрабатывать до 5000 заявок на доставку в день и решать, как текущие, так и перспективные задачи управления и развития.
Доклад Директора по логистике ТД "АНИКС" Часовских О.О. на онлайн-мероприятии Бизнес-Форум 1С:ERP, 2020г:Цель проекта внедрения программного решения «1С:TMS Логистика. Управление перевозками» и интеграции его с корпоративными системами предприятия- снятие рисков остановки системы и ограничений её возможностей по доработке, согласно имеющимся задачам автоматизации бизнес-процессов. Программное решение собственной разработки, ранее автоматизирующее процесс логистики предприятия, уже не могло отвечать возросшим требованиям к системе учёта.
Задачи проекта:
Компания «АНИКС» (ООО «Прайд -А») – специализируется на оптовой и розничной торговле продуктами питания и товарами повседневного спроса.
Территория присутствия компании – 26 районов Алтайского края и Республики Алтай. Основные клиенты «АНИКС» (ООО «Прайд-А»)– оптовые предприятия, розничные сети, HoReCa и комбинаты детского питания. Постоянное наличие востребованного ассортимента обуславливает хорошие позиции предприятия на рынке региона. Продукты питания производства лучших пищевых предприятий России и зарубежья, свежие фрукты, овощи и гастрономия. Своевременный документооборот делает финансовые отношения с клиентами максимально прозрачными. Также важным преимуществом предприятия в конкурентной борьбе можно назвать наличие выделенных команд по эксклюзивным торговым проектам.
Задать вопрос
Корпоративная информационная система учёта торговой сети «Аникс» на момент старта проекта состояла из большого количества разрозненных систем и блоков, которые сложились по принципу лоскутной автоматизации. Многие системы разрабатывались и внедрялись как независимые, однако с ростом компании потребовалась их постепенная интеграция в общее информационное пространство и способы этой интеграции были на каждом шаге очень разнообразными и технически неоптимальными (например, между двумя системами часть данных могли передаваться через текстовые файлы, часть через сообщения электронной почты, часть через прямые SQL запросы).
Для целей автоматизации функций транспортной логистики использовалась система собственной разработки (внутреннее название «Диспетчерская») на базе языка программирования Delphi и СУБД MySQL. Разработка этой системы началась более 15 лет назад и изначально предполагала не очень сложный функционал, но за 15 лет он очень сильно вырос, хотя и строился на основе, заложенной в начале 2000-х годов.
В итоге к началу проекта сложилась ситуация, которая показала ряд ограничений и проблем, критичных для дальнейшего развития компании и ее общей информационной системы:
· отсутствие компетентных специалистов на рынке региона (Алтайский край), способных поддерживать и дорабатывать данную программу;
· устаревшая платформа и архитектура, которые не позволяют применять современные технические средства (смартфоны, доступ через браузер) и типовые возможности интеграции с другими современными продуктами.
· сложившиеся особенности архитектуры программы не дают возможности создавать дополнительный функционал, необходимый для развития компании и оптимизации бизнес-процессов; многие необходимые изменения потребуют полного пересмотра внутренней архитектуры, что равноценно разработке нового продукта с нуля.
Кроме того, в процессе обсуждения и выбора продукта на замену, с текущей поддержкой системы начала складываться критическая ситуация в связи с тем, что ключевой специалист предупредила о том, что не сможет продолжить работу и в ближайшей перспективе уходит в декретный отпуск и в дальнейшем хотела бы сменить специализацию на 1С.
В качестве замены текущего продукта был выбран программный продукт «1С:TMS Логистика. Управление перевозками». После анализа типовых возможностей стало понятно, что несмотря на то, что продукт не обладает всем необходимым функционалом, а многие модули находятся еще в стадии разработки вендором, однако он вполне может быть взять в качестве базиса, на котором будут реализованы все необходимые функции.
В данный момент на предприятии параллельно проходит проект замены учетных систем на базе «1С:Предприятие 7.7» и «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» на единую систему управленческого учета на базе «1С:ERP 2». В связи с этим, а также по причине сложившейся критической ситуации с поддержкой, было принято решение в рамках процесса перехода на новый программный продукт выделить две фазы:
1.Проектная: замена системы с полным повторением (но с техническим перепроектированием) текущего функционала и сохранением текущей архитектуры интеграции, единоразовый и резкий переход на новый программный продукт.
2.Процессная: непрерывная доработка и внедрение нового функционала и оптимизация схемы интеграции с учетом внедрения «1С: ERP 2» в уже внедренном программном продукте.
Обе фазы предполагают существенную доработку типового функционала решения «1С:TMS» т.к. на предприятии очень много уникальных бизнес-процессов и требований, которые уже автоматизированы в рамках старой системы. Но первая фаза более критичная, т.к. при переходе ничего не должно остановиться, весь функционал должен быть готов и проверен, все интеграции должны быть реализованы и отлажены. Постепенный переход на новый продукт невозможен как по техническим, так и по организационным причинам.
В рамках второй фазы возможен итерационный подход и постепенная реализация нового функционала.
После реализации первой фазы (проектной), структура учётной системы предприятия включает в себя:
· «1С:TMS Логистика. Управление перевозками» для планирования доставок и учета рейсов,
· Система учета распределительных центров и оптовой торговли на базе «1С:Предприятие 7.7»( в настоящее время идёт переход на «1С:ERP Управление предприятием 2»)
· Система управленческого учета на базе «1С:Бухгалтерия 3 КОРП»
· Система учета транспорта собственной транспортной компании «БТС»
· WMS-система LeadWMS
· Система учета розничной торговли собственной торговой сети на базе «1С:Предприятие 8»
· Система учета розничной торговли собственной франчайзинговой сети на базе «1С:Предприятие 7.7».
Схема «Архитектура учётной системы на момент окончания проект»
Ключевая особенность проекта – очень глубокая переработка типового решения «1С:TMS Логистика. Управление перевозками» под особенности бизнес-процессов предприятия. Было принято решение выполнить одной из важнейших задач при адаптации конфигурации доработку функционала рабочих мест диспетчеров и аналитиков.
При принятии такого решения было учтено, что данный продукт не используется для сдачи никакой отчетности, не требует каких-либо регулярных обновлений с точки зрения изменения законодательства и используется компанией для решения исключительно внутренних задач. После анализа типовых возможностей и интерфейсов стало понятно, что они сильно уступают старому решению собственной разработки как по функциональности, так и по удобству. Применяемые в старом решении подходы к отображению информации и инструментам ее обработке позволяли диспетчерам принимать решения и выполнять большинство операций в кратчайшее время. Этот подход был повторен и при адаптации типового решения.
Рабочее место диспетчера было разработано в процессе выполнения проекта фактически заново и является полностью нетиповым. Оно позволяет одновременно оперировать информацией о текущих рейсах, их составе и маршруте, заданиях на перевозку, ожидающих заявках к распределению,
В исходной системе Заказчика было два отдельных рабочих места для различных типов доставки (для валовой доставки и для палетной доставки), однако при проектировании новой системы было предложено совместить их и сделать одно универсальное с расширенным функционалом, но без потери удобства использования.
Так же проведена автоматизация работы аналитиков службы логистики. Для них была разработана подсистема тарификации рейсов – на момент внедрения эта подсистема отсутствовала в типовом решении и только планировалась к разработке. Были созданы инструменты гибкого внесения тарифов за работу транспорта и экспедиторов, автоматизированы механизмы расчета суммы транспортных затрат по рейсу и распределения затрат по торговым точкам с двумя алгоритмами – для валовой доставки по весу и для палетной доставки по палетоместам.
В рамках выполнения проекта потребовалась разработка дополнительной подсистемы для формирования актов выполненных работ, в ней были созданы печатные формы актов и счетов на оплату.
Кроме основных рабочих мест в системе были созданы дополнительные АРМы и интерфейсы:
1) Рабочее место для диспетчеров транспортной компании, входящей в холдинг:
· Просмотр заявок на транспортное средство, выгрузка заявок в базу БТС;
· Функционал для предоставления списков свободного транспорта.
2) Рабочее место работника склада:
· Рабочее место для внесения факта подготовки палет, печати паспортов палет, формирование печатных форм «Нарезка по складам» и «Задание на смену»;
· Автоматический расчет планового количества паллет по габаритным характеристикам груза;
· Реализована возможность внесения паллет на точку доставки для алкогольного склада, группировка клиентов по точке доставке;
3) Автоматизация работы бухгалтеров – ревизоров:
· Создано рабочее место для проверки маршрутных листов, загрузка подтверждений факта доставки товара из розничных точек, настройка сканеров штрих-кода;
· Реализовано рабочее место для проверки алкогольных накладных и разделов Б;
· Создан отчёт по должникам – долги экспедиторов, долги магазинов.
· Разработано рабочее место для отправки электронной почты по задолженностям в розничные магазины.
Проект внедрения «1С:TMS Логистика. Управление перевозками» прошёл без простоев предприятия. Как результаты проекта можно выделить: