Расходы будущих периодов (РБП) — это расходы, которые организация оформляет в текущем отчетном периоде, но включает в издержки производства и обращения уже в последующие отчетные периоды. Как правило, такие расходы возникают когда у организации есть затраты в текущем или в прошлом периоде, но по ряду причин включаться в себестоимость продукции (а также услуг и работы) они будут только в будущем периоде.
Расходы будущих периодов — это особая категория, потому что, хотя они и являются текущим активом, они по яду критериев отличаются от расходов текущего периода. Некоторые специалисты сравнивают РБП с активом «Дебиторская задолженность» перед организацией со стороны третьих лиц.
Как правило, на счетах учета расходов будущих периодов могут учитываться предоплаченные услуги, аренда и другие подобные расходы, преимущества от которых будут получены только в будущем. В бухгалтерском учете для РБП используется счет 97. В дебете отражают понесенные затраты, а в кредите их списание на расходы по этапам.
Обычно организации сами принимают решение, каким образом они будут вести учет расходов будущих периодов, и закрепляют эти правила в своей учетной политике. В прикладном решении 1С:ERP с РБП работают как с постатейными расходами, используя для их отражения статьи расходов, в которых есть вариант распределения под названием «На расходы будущих периодов». При этом распределяться статьи расходов могут по-разному при управленческом и регламентированном учетах.
При учете в 1С:ERP, используя вариант распределения под названием «На расходы будущих периодов», нужно указывать статью расходов, на которую должны относиться соответствующие затраты.
Оперативный учет
Когда у организации появились расходы, которые согласно ее учетной политике считаются расходами будущих периодов, в первую очередь их поступление оформляется в оперативном учете. Сделать это можно с помощью одного из документов: «Приобретение услуг и прочих активов» или «Приобретение товаров и услуг».
Например, если расходы будущих периодов связаны с арендой, при заполнении документа «Поступление товаров и услуг» в качестве типа номенклатуры указывается «Услуга» и выбирается позиция под названием «Аренда офиса (услуга)». Также в «Аналитике расходов» можно указать подразделение, к которому относятся затраты.
Для отражения поступления расходов будущих периодов в регламентированном учете формируются проводки, для чего используются данные из документа поступления. В выбранной статье расходов необходимо задать счет учета.
Необходимо также заполнить поля «Вид РБП» и «Вид актива РБП» — эти данные нужны для корректного отражения расходов в декларации по налогу на прибыль и бухгалтерском балансе.
Для оперативного учета расходов будущих периодов нужно задать условия, по которым РБП будут включаться в затраты организации — сделать это можно в разделе «Закрытие месяца», который находится на рабочем месте «Финансовый результат и контроллинг».
В «Распределении расходов будущих периодов» можно сформировать документ, который называется «Распределение РБП» — в него попадет сумма, которую нужно распределить, а также подразделение, к которому относится соответствующие затраты. Также в документе есть специальные поля для указания даты начала начислений, их сроков и кратности распределения. Распределение сумм при этом будет выполняться в той же валюте, что и в управленческом и регламентированном учете. Суммы можно указывать вручную или выбрать автоматическое определение.
Чтобы заполнить табличную часть документа, нужно нажать кнопку «Распределить расходы». Формирование сумм регламентированного и управленческого учета происходит по уже указанным параметрам, их можно посмотреть в регистре под названием «Прочие расходы». Счет для отражения затрат, которые возникают при списании расходов будущих периодов, можно указать в настройках статей расходов.
Регламентированный учет
В 1С:ERP проводки регламентированного учета формируются сразу для всех отчетных периодов, в которых необходимо принятие к учету затрат при списании РБП. Сумма при этом указывается в валюте учета и без НДС.
В случаях, когда нужно прекратить распределение расходов будущих периодов, например, из-за расторжения договора, используется специальный документ «Корректировка приобретения» — с его помощью можно отразить изменения.
В тех случаях, когда закрытие периода еще не произошло, или документ еще доступен для редактирования в закрытом периоде, в уже созданном документе под названием «Распределение РБП» может меняться количество месяцев и сумма, после чего документ снова проводится. Если изменить уже созданный документ по распределению расходов будущих периодов нельзя, то нужно сформировать новый документ на нужную дату.